Система учета рабочего времени

03.04.2018

Вопросы повышения производительности труда и эффективности использования рабочего времени стояли всегда, но в современных условиях они приобрели особую остроту. Любой работодатель предпочтет оплачивать наемному персоналу только то время, когда люди действительно занимаются выполнением своих служебных обязанностей, то есть, работают. Именно для того, чтобы выделить именно те временные отрезки, когда каждый сотрудник работал и отделить их от тех, когда он занимался чем-то другим, и существуют системы учета или контроля рабочего времени.

Что это такое?

Это комплексы, в которые объединяются различные технические устройства, компьютерные устройства, а также персональные идентификаторы каждого работника, предназначенные для фиксации и сохранения в памяти времени похода каждого отдельного сотрудника некой контрольной точки. В качестве идентификатора чаще всего используются персональные карты с интегрированным микрочипом, но уже внедряются и более совершенные варианты.

Экономическая эффективность

Даже самые простые из таких систем позволяют точно фиксировать время прихода каждого сотрудника на работу и ухода с неё. Данные об этом сохраняются автоматически и в конце отчетного периода сводятся в единый табель, что дает прямой экономический эффект. Простой пример:

Допустим, есть некая фирма, где занято 60 человек, а усредненный размер месячной зарплаты составляет 7 тыс. руб.

Если аппаратными методами фиксируется нарушение дисциплины (опоздания или преждевременный уход) в среднем 10 минут на одного человека в день, то общие потери, вскрытые техническими средствами, составят за месяц 220 часов. Путем несложных вычислений, получаем сумму в 8750 руб., которую теперь можно сэкономить.

Важно, что функции выполняются без участия людей. Например, ситуация, когда непосредственный начальник по какой-то причине оставит без последствий 10-минутное опоздание кого-то из подчиненных, обязательно вскроется в конце месяца, когда в распечатке будет указано, что в определенный день, такой-то работник прибыл на 10 минут позже, чем следовало. Само наличие такой системы уже повышает уровень трудовой дисциплины. С непосредственным начальником можно «договориться», а с автоматизированным техническим комплексом – нельзя.

Данные выгружаются обычно в формате «1С:Предприятие». Предусмотрены возможности настройки любых служебных графиков, в том числе, гибких.

Компоненты и составляющие

Стандартный набор компонентов включает:
•    Один или несколько считывателей, оснащенных контроллерами.
•    Программное обеспечение.
•    Сетевое оборудование (кабели, разъемы и т.д.)
•    Двери (одна или несколько) оснащенные электронными замками.
•    Турникет (один или несколько) и другое оборудование проходной.

Принципы действия

Применяются разные варианты таких комплексов. Простейшие из них включают бесконтактные персональные карты (пропуска) для персонала и считыватель на проходной, регистрирующий момент контакта с каждой такой карточкой.

Их можно усложнять и улучшать, например, придавая функции контроля доступа, то есть, подсоединив к ней замки, срабатывающие на контакт с соответствующим чипом. Сюда же можно включить и оборудование проходной. Эффективность отслеживания проходов через контрольные точки можно повысить, если фиксировать факты реального открывания дверей (проворачивания турникетов), а не простые контакты считывателей с чипированными пропусками.

Теоретически, считыватели можно установить вообще на каждой двери и тогда руководитель сможет получить полную картину всех перемещений каждого сотрудника по территории компании и продолжительности его нахождения в любом из конкретных помещений. Это значительно повышает эффективность. Например, периоды пребывания работника в курилке или буфете можно из его рабочего табеля исключать, а время, проведенное в кабинете непосредственного начальника – считать «рабочим». Кроме того, контроль доступа можно сделать многоуровневым, то есть определить для каждого отдельного члена коллектива перечень помещений, вход в которые ему разрешен.

Сейчас уже разработаны и внедряются подобные комплексы на базе сканирования отпечатка пальца. Здесь вместо выдачи карточек с чипами, в базу заносятся отпечатки пальцев, а функции считывателей выполняют сканирующие устройства. Это намного эффективнее, поскольку карту человек может забыть дома, потерять, сознательно передать коллеге или вообще постороннему. С отпечатками пальцев это сделать невозможно.

Дополнительные опции

Главным назначением и функцией таких систем является точный учет рабочего времени каждого сотрудника. Но кроме этого, они способны отлично выполнять и другие, сопутствующие функции, а именно:
•    Разграничение и контроль доступа по временным периодам, зонам и т.д.
•    Автоматическое составление табелей учета рабочего времени (обеспечивается интеграцией ПО с «1С:Предприятие»).
•    Возможность интеграции с системами обеспечения безопасности: охранными и противопожарными сигнализациями, а также с сетью видеонаблюдения.
•    Объявление тревоги (подача сигнала) при пожаре, попытке взлома и т.п.
•    Контроль многократных проходов.
•    Получение отчетов в заданных формах. Возможность их выгрузки для распечатывания на бумаге или отправке электронной почтой кому-либо из руководства.
•    Создание эскиза для оформления пропусков, выдаваемых персоналу.